Лицензия №1325-Б/С (Л035-01261-30/00388700) от 26.10.2015
  • Курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки.
  • Организация семинаров, конференций.
  • Лицензирование медицинских организаций
  • Внесение данных ОРГАНИЗАЦИЯ в ЕГИСЗ (ФРМО,ФРМР)
  • Подготовка документов на ПЕРИОДИЧЕСКУЮ АККРЕДИТАЦИЮ

414000, Россия, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая,
д.75/Шаумяна д.48 Литер А, 2 этаж, офис 5 ( г. Астрахань ул. Наб. 1 Мая/ ул. Шаумяна, 75/48, номера на поэтажном плане 11, антресоль, комната №13)
Горячая линия

Особенности профессиональной деятельности главврачей: права, пределы полномочий и ограничения

24.05.2021
Особенности профессиональной деятельности главврачей: права, пределы полномочий и ограничения

Особенности профессиональной деятельности главврачей, в рамках специализации: «Организация здравоохранения и общественное здоровье»

Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.

Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – Главврач.

До сих пор требования к руководителям медучреждений регулировали «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Минздравсоцразвития №541 от 23 июля 2010 года, №707н от 8 октября 2015. Согласно этим документам, главврачи, их заместители, заведующие, врачи-методисты и врачи-статистики должны иметь сертификат по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» .

В соответствии с Приказом Минтруда России от 07.11.2017 N 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»» введено новое требование о необходимости подготовки организатора здравоохранения для заведующих отделениями.

«Как правило, Выпускник вуза начинает управленческую карьеру с должности заведующего отделением со стажем практической работы не менее пяти лет, но в отсутствие подготовки по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье»… В течение последующих лет специалист поднимается по карьерной лестнице, и только занимая должность главного врача/директора медицинской организации, в обязательном порядке направляется на первичную подготовку по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье». В настоящем стандарте эти несогласованные требования занимаемой должности и соответствующей подготовки гармонизированы по уровням», – говорится в аннотации к стандарту.

Правовой статус руководителя медицинской организации

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • Осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • Выполнение организационно-распорядительных функций;
  • Выполнение административно-хозяйственных функций.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:


Как можно заметить, Профстандарт утратил упоминание о высшем юридическом и экономическом образовании, которое, в сочетании с подготовкой по менеджменту в здравоохранении, может выступать аналогом сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», согласно Квалификационному справочнику.

Требования к стажу работы, на первый взгляд, полностью совпадают в Квалификационном справочнике и Профстандарте – не менее 5 лет. Однако в Квалификационном справочнике речь идет о стаже «на руководящих должностях», а в Профстандарте – о стаже «на руководящих должностях в медицинской организации». То есть требование сформулировано точнее.

Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:

  • Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.
Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться?

Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380: Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:

  • Высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

  • Стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Представляется, что со временем эти нормативные акты должны быть гармонизированы.

Заключение

Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.

Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.

Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.






Возврат к списку